За два месяца до парламентских выборов в Молдове, которые состоятся в конце сентября 2025 года, политики, политтехнологи и эксперты из Восточной Европы уже имеют четкое представление о том, кто и сколько проголосует за два основных конкурирующих лагеря. Речь идет о прозападной партии «Действие и солидарность» (PAS), которая успешно реализует курс на евроинтеграцию Молдовы, и пророссийских партиях, четыре из которых объединились в откровенно антизападный блок «За Молдову». Оба лагеря стремятся получить 51 мандат в парламенте, сформировать большинство и правительство без вынужденных коалиций.
Однако существует еще один блок — «Альтернатива», который вряд ли наберет значительный процент голосов, но претендует на роль «золотой акции» в последующих кулуарных переговорах о коалиции. На первый взгляд, этот блок действует грамотно и осторожно: его название предлагает альтернативу «старым лицам», неудачникам и коррупционерам. В внешней политике он поддерживает движение Молдовы на Запад, но с сохранением связей с Россией и другими постсоветскими государствами, практикуя многовекторность и осторожно выполняя указания Брюсселя на пути к членству в ЕС.
Хамелеоны в руководстве
При более внимательном рассмотрении становится ясно, что лидеры блока — беспринципные политические хамелеоны, а сам блок следовало бы назвать «Куда ветер дует» (КВД). Например, лидер «Партии коллективного действия — Гражданский конгресс» Марк Ткачук начал карьеру в 1992 году в ультралевой российской партии в Санкт-Петербурге. В 2000 году он присоединился к команде лидера молдавских коммунистов Владимира Воронина, где на протяжении 14 лет занимал ключевые посты: советник президента по внутренней политике, глава предвыборного штаба, главный политтехнолог и идеолог ПКРМ. В 2014 году Ткачук добровольно сложил депутатские полномочия и был исключен из партии, пообещав навсегда уйти из политики и вернуться к научным занятиям в области истории и археологии. Однако в 2019 году он создал новую партию — «Гражданский конгресс».
Его внешнеполитические ориентиры за 25 лет постоянно менялись: от движения на Запад в начале 2000-х к поддержке Таможенного союза, затем к многовекторности, Евразийскому экономическому союзу и снова к ЕС, с критикой Брюсселя за отсутствие компромиссов. Даже если предположить, что эти изменения вызваны искренними убеждениями, а не компроматом, куда Ткачук поведет свой конгресс, блок «Альтернатива» и всю Молдову?
Близнец по неопределенности: Ион Чебан
Близнецом Ткачука по политической неопределенности является Ион Чебан, лидер «Национального альтернативного движения» (MAN). Он начал карьеру в ПКРМ, в 2012 году вышел из нее вместе с Игорем Додоном и присоединился к «Партии социалистов Республики Молдова» (ПСРМ). В 2016–2018 годах Чебан был советником и пресс-секретарем президента Додона. В 2019 году за поддержки ПСРМ он выиграл выборы мэра Кишинева, вышел из партии, пообещав, что в мэрии не будет места политике или геополитике, и сформировал коалицию из… коммунистов и социалистов.
Чебан придерживался пророссийских взглядов, выступал за присоединение к Таможенному союзу и разрыв Соглашения об ассоциации с ЕС. Первым гостем в «мэрии без политики» стал посол РФ Олег Васнецов, а первый зарубежный визит Чебан совершил в Москву, где установил тесные связи с мэром Сергеем Собяниным, Дмитрием Козаком и губернаторами. Его карьеру курировала ФСБ РФ: молдавские спецслужбы задокументировали контакты с Юрием Гудилиным и Григорием Великих, которые перекачивали средства пророссийским силам в криптовалюте (только в 2021 году — около $500 тыс.).
Чебан сотрудничал с фондом «Росконгресс», передав ему данные об инфраструктуре Кишинева, включая стратегические объекты. Журналисты отмечают, что в случае обстрелов Кишинева российские атаки будут точнее, чем в Украине, благодаря этим данным.
В 2022 году, учитывая последствия российского вторжения в Украину, Чебан дистанцировался от ПСРМ, основал MAN и в 2023 году вновь стал мэром Кишинева — благодаря пассивности пророссийских партий. Это указывает на конъюнктурный характер его решений. Чебан сохраняет связи с пророссийскими силами и румынскими ультраправыми евроскептиками Кэлином Джорджеску и Джордже Симионом, что привело к запрету на въезд в Румынию и Шенгенскую зону.
Финансирование и цели блока
Эксперты уверены, что блок «Альтернатива» стремится привлечь умеренно проевропейский и центристский электорат, оттягивая голоса от PAS. Потеря рейтинга из-за ребрендинга компенсируется оттоком пророссийских избирателей к блоку «За Молдову». Нейтральный курс позволяет рассчитывать на неопределившихся, протестный электорат и диаспору.
Финансирование обеспечивают Александр Стояногло (экс-кандидат в президенты и бывший генпрокурор) от бизнесменов Илана Шора и Вячеслава Платона, связанных с Кремлем, и Ион Кику (экс-премьер, партия «Развитие и объединение Молдовы») от Влада Плахотнюка.
Для кураторов кампании в Кремле (Сергей Кириенко, Дмитрий Козак) успех «Альтернативы» не менее важен, чем победа блока «За Молдову». Электорат последнего — люди 50+, бедные городские слои и сельское население — сокращается, в то время как хамелеоны из КВД привлекают молодежь и неопределившихся, которые потенциально растут. Истинными западниками остаются только члены PAS.