МненияПолитика

Молдова перед выбором. Выборы будущего или реванш за властью в прошлое.

Наверное, ничто так не накаляет политическую общественную атмосферу и не активизирует, опять-таки политическую полемику в обществе, а порой и баталии, как выборы, президентские ли, парламентские. Не имеет значения. Ярчайший пример такой атмосферы и полемик мы наблюдали менее года назад в США, накануне президентских выборов. Конечно же, это вполне понятно, ведь страна, народ выбирает себе лидера, «вождя» и дает ему власть. И здесь понятие «власть» приобретает сакральное значение, ведь она предоставлена народом.
В конце сентября 2025 года Молдову тоже ожидает период принятия ключевых политических решений. Стране предстоят, хоть и не президентские, а парламентские выборы, но и от них зависит кому народ предоставит власть в парламенте, а значит и то, как эта власть будет использована: как принятая ответственность за судьбу страны, или же безнаказанность «от власти».
В контексте изложенного и учитывая серьёзные межпартийные политические баталии происходящие в Молдове в предвыборную пору, становится очевидным очень принципиальный вопрос, вопрос дальнейшего пути развития Молдовы – продолжение ли проевропейских интеграционных процессов, или откат к прошлому, когда вопросы внутри- и внешнеполитической жизни определялись не в Кишинёве, а в Москве.
Как следует из сказанного и по сути, на сегодняшний день в Молдове в гонке парламентских выборов представлено два радикально противоположных политических крыла. Ни принимая во внимание около десятка мелких политических сил, участвующих в «парламентском» забеге, главными участниками остаются три силы, которые, собственно, и исповедуют противоположные точки зрения на будущее страны.
Первое политическое крыло представлено партией «PAS» (Партия действия и солидарности), ныне являющейся доминирующей силой в парламенте, и возглавляемая председателем молдавского парламента Игорем Гросу, является ключевой проевропейской силой. Дорин Речян, нынешний премьер-министр, также одна из ключевых фигур в партии. Первоочередной задачей, что ставит пред собой «PAS» – предоставление Молдове членства в ЕС до 2030 года. Деятельность партии направлена на реализации реформ, идущих в русле проевропейской политики, а именно борьба с коррупцией, развитие рыночной экономики и частного предпринимательства, расширение социальных и инфраструктурных программ, формирование социальной ответственности общества.
Стоит признать – реформы идут, и задекларированное партийцами членство Молдовы в ЕС к 2030 году произойдет. Как видно, деятельность этой партии, составляющей «власти» в парламенте, происходит в понимании того, что «власть» – это ответственность!
Второе политическое крыло представлено двумя блоками, блоком «Платформа за Молдову», возглавляемый бывшим президентом Молдовы (2016 – 2020) Игорем Додоном и блоком «Альтернатива», возглавляемый нынешним мером Кишинева Ионом Чебаном. Что же объединяет эти блоки вопреки, казалось бы на первый взгляд, их разноплановости. И все же общность есть. И эта общность «власть». Та, которую они имели, но потеряли и та же безнаказанность «от власти».
Речь идёт о политиках, которые уже были у власти и чьё возвращение может обернуться катастрофой. Катастрофой и для самой страны и, конечно же, для ее будущего. Лидеров партий, которые вошли в состав блоков, объединяет общее прошлое, а именно вовлечённость в коррупционные схемы, участие в теневых договорённостях, зависимость от Москвы и отказ от европейского пути развития. Личности Игоря Додона («Партия социалистов» (PSRM)), Ирины Влах («Сердце Молдовы»), Владимира Воронина («Партия коммунистов» (PСRM)), Василе Тарлева («Будущее Молдовы» (PVM)), Иона Кику («Партия развития и объединения Молдовы» (PDСM)) и внепартийного Александр Стояногло, в разные времена исполнявший прокурорские функции, хорошо известны не только в Молдове и их единая цель – реванш за политический проигрыш, за власть.
Например, Ирина Влах — бывший башкан Гагаузии и одна из наиболее известных пророссийских женщин-политиков страны, которая последовательно выступала за тесные отношения с Москвой и неоднократно посещала Россию в рамках неформальных политических инициатив. В период её руководства автономией Гагаузия укрепила связи с российскими фондами, включая «Россотрудничество», и регулярно принимала представителей «Русского мира». Ряд расследований указывает на непрозрачное использование бюджетных средств, политизированную кадровую политику и приоритетную поддержку местных элит, лояльных Кремлю.
Впрочем, «главным символом» реваншистской линии в Молдове является Игорь Додон. Бывший президент (2016–2020), глава социалистической партии. Однако сегодня он теряет позиции как внутри страны, так и за её пределами. Несколько лет назад Додон был ключевым союзником Кремля, но в 2024 – 2025 годах ситуация изменилась. В Москве усилилась конкуренция между различными группами влияния, и фигура Додона больше не воспринимается как надёжный проводник кремлевских интересов. По имеющейся информации, администрация президента России начала внутренние проверки, по результатам которых Додона обвинили в использовании ресурсов не по назначению и вменили «политическую неэффективность». Финансирование, которое ранее шло через канал, связанный с Дмитрием Козаком (заместитель руководителя Администрации президента Российской Федерации), было приостановлено. Новый куратор Сергей Кириенко (Первый заместитель Руководителя Администрации президента Российской Федерации) занял более жёсткую позицию в отношении Додона как проводника российской политики в Молдове.
Ныне Игорь Додон находится в сложной ситуации. Его дальнейшее политическое существование зависит не от поддержки электората, а от способности убедить российских кураторов, что он ещё может быть полезен. Это делает его крайне уязвимым и зависимым как от Москвы, так и от тех внутренних групп, которые финансируют его деятельность в обмен на лояльность и возможные положительные для него результаты выборов.
А поддержать Додона и восстанавливать былое доверие кремлевских «хозяев» в составе блока идут «Партия коммунистов» (PСRM) Владимира Воронина, «Сердце Молдовы» Ирины Влах, а также партия «Будущее Молдовы» (PVM) Василе Тарлева. О пророссийской позиции и антиевропейской ориентации лидеров партий общеизвестно.
Другим не менее ярким игроком остаётся Ион Чебан — мэр Кишинёва и лидер партии «Национальное альтернативное движение» (MAN). Внешне умеренная риторика и позиционирование себя как «альтернатива» – хорошая ширма для получения Чебаном поддержки из тех же источников, что и его более радикальные союзники. Согласно аналитикам и фондам, такими как US Treasury, партия «MAN» и сам Чебан рассматривались как фигуры, неофициально и через посредников, получавшие структурную поддержку российских политико-идеологических сетей. По информации других источников, избирательные проекты Чебана финансируются через структуру бизнесмена В.Новрузова – бывшего главы «Конгресса азербайджанцев Молдовы». Финансовые потоки идут с территории непризнанного Приднестровья, которое, как известно, полностью контролируется Россией.
По итогу, смена политической упаковки Чебана не привела к смене механизма. Финансирование и рычаги влияния из серой зоны с целью влияния на внутриполитическую ситуацию в Молдове остаются прежними.
При этом партия Чебана входит в блок «Альтернатива», где представлены и другие пророссийские силы, как-то «Партия развития и объединения Молдовы» (PDСM) Иона Кику и внепартийный Александр Стояногло. Используя общую платформу, эти структуры продвигают идеи, близкие к нарративам российских телеканалов: кризис в ЕС, потеря суверенитета, «западный диктат» и необходимость возврата к «традиционным ценностям».
В общем, аутсайдеры жаждут реванша. Кремль требует реванша! Это не пустые слова. По заявлению Президента Молдовы Майи Санду, прозвучавшему в конце июля, Россия готовит крупнейшую операцию по вмешательству в парламентские выборы в Молдове для чего будет задействован комплексный арсенал всевозможных средств, как-то незаконное финансирование московских продвиженцев через криптовалюту (предположительно около 100 млн евро), подкуп избирателей, кибератаки, дискредитационные кампании, фейковые документы и использование соцсетей для пропаганды антиевропейских настроений.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»