После начала войны с Украиной, создание мифов стало краеугольным камнем российской политики.
Пропагандистская линия в политической коммуникации Кремля резко активизировалась. Систематические политические мифы стали объяснять практически все процессы существования России, как внешние, так и внутренние.
Экономические мифы являются приоритетными для российского руководства. Недавно, Владимир Путин рассказывал о лидирующих позициях российской экономики. Согласно кремлевской аргументации, Россия занимает первое место по экономическому развитию в Европе, даже превосходя Германию и Японию. По мнению кремлевских аналитиков, Россия является четвертой по величине экономикой в мире.
Разговоры о процветании экономики рассчитаны на доверчивую аудиторию государств-сателлитов и собственных граждан, которые давно привыкли довольствоваться малым.
Еще одной излюбленной частью российского экономического мифа является утверждение о том, что Россия феноменально устойчива к западным санкциям. Широко разрекламированный «поворот на Восток» на самом деле провалился, так как Восток опасается бездарного грабежа, и Россия превратилась в гигантское «царство подражаний», где шансы найти оригинальную продукцию приближаются к нулю.
Российские власти стремятся напугать США, Великобританию, Германию и всю проукраинскую коалицию беспрецедентными экономическими прорывами и тем самым ослабить помощь Запада Украине.
Тот факт, что российская экономика демонстрирует рост за счет военных заказов, не слишком афишируется в российских властных коридорах и СМИ. На самом деле, гражданская часть экономики сократилась и весь интеллектуальный и промышленный потенциал России работает на войну. Это, безусловно, негативный сигнал для Запада, который должен концентрировать ресурсы и отдавать приоритет технологиям, а также это негативный сигнал для российского общества в целом. У россиян, находящихся под властью Путина, нет иного выбора, кроме как жить ради войны и умирать на войне.
Иностранные инвестиции в российский банковский сектор фактически остановлены. Российские банки вынуждены занимать на внутреннем рынке, что влечет за собой бесконечный рост учетных ставок, удорожание кредитов для населения и бизнеса. Резко возросло количество просрочек по кредитам и дорожает российская ипотека.
Минфин США объявил о введении санкций против банков, поддерживающих финансовые и торговые операции, направленные на поддержку военного потенциала России. Борьба с уклонением от санкций является приоритетной задачей Европейского сообщества.
Взлет цен на яйца и их нехватка, ставшие мемом предвыборной кампании российского президента, — это лишь верхушка айсберга путинского «Титаника», находящегося на грани столкновения. Если не принимать во внимание такие ключевые показатели, как почти ежемесячный рост цен на помидоры и огурцы, стоит отметить, что только массированные бомбардировки Украины обошлись российским налогоплательщикам более чем в 1 миллиард долларов. Это стоимость полета ракет и беспилотников в сторону соседних суверенных государств. В то же время, в России из-за сильных морозов рушится жилищно-коммунальное хозяйство. В морозы 25-30°C граждане повсеместно остаются без света, отопления и горячей воды, а в садах многоэтажек на фоне костров проходят флешмобы «Помогите Путину».
Все отрасли российской экономики находятся в серьезном кризисе. Какова ситуация в гражданской авиации? Из-за нехватки запчастей самолеты ежедневно ломаются, а некоторые даже разбираются.
Нефтегазовый сектор выживает за счет рекордных поставокв Индию по бросовым ценам. В тоже время поставки в Китай, на которые так надеялось российское руководство, сокращаются. Подобно тому, как Китай разочаровался в ракете «Кинжал», он, похоже, разочаровывается в экономической мощи своего «меньшего» брата.
В условиях падения цен на нефть и растущих скидок на российский сорт Urals доходы от продаж и нефти и нефтепродуктов сокращаются, и «газовое оружие» Кремля, «Газпром», вполне может превратиться в обанкротившегося рекордсмена, памятник катастрофической экономической и энергетической экспансии.
Российские активы за рубежом так же рискуют превратиться в памятники бессмысленными имперским амбициям. Замороженные 300 миллиардов долларов золото валютных резервов Российской Федерации следует использовать более эффективно.
Отчаянные попытки Кремля найти «имущество Российской империи» рискуют превратиться в очередной фарс. Эти «потемкинские деревни» предназначены для собственных внутренних снобов. В реальности оценка активов вРоссийской Федерации резко упала. Частные компании потеряли50% своей стоимости, государственные предприятия — до 75%. Свою роль сыграло и обесценивание рубля за счет военных авантюр.
Реальность российской экономики раскрывается в работе профессора Джеффри Сонефелдас экономического факультета Йельского университета. В России наблюдается огромный отток бизнеса. Это не только компании, работающие в сфере моды и красоты. Это компании, которые производят и поставляют оборудование. Иначе как объяснить бесконечные аварии российских промышленных предприятий, которые резко участились в последние годы? Несмотря на крики российских чиновников практически на каждом экономическом форуме, очевидно, что «импортозамещение» не сработает.
Вместе с иностранным капиталом из России ушли и новейшие технологии (кстати, доступ к перспективным технологиям теперь закрыт даже для российских ученых). Российский нефтегазовый сектор сильно пострадал от потери доступа к современным технологиям добычи и переработки нефти. Например, крупнейшей российской компании «Роснефть» пришлось дополнительно вложить 10 миллиардов долларов в капитальные вложения.
Отток частного капитала из России составил 253 миллиарда долларов США, при этом 33% богатейших людей страны покинули страну.
Когда началась война с Украиной, Россию покинули более миллиона высококвалифицированных специалистов, которые предпочли эмигрировать, а не погибнуть бесславной смертью в украинских степях. Среди тех, кто вернулся, были представители IT-сектора, перспективные ученые и разработчики.
Западным державам необходимо предоставить Украине такие возможности, чтобы подорвать военное и экономическое превосходство России. Это сведет к минимуму российскую угрозу для западного альянса в целом.