Российское вторжение в Украину стало поворотным моментом в политической истории Республики Молдова. Молдова, будучи одной из самых бедных стран Европы, столкнулась с острыми экономическими проблемами, вызванными войной в Украине, она сильно пострадала от череды кризисов, когда ей пришлось мгновенно принять почти сто тысяч украинских беженцев. Энергетический кризис усугубил экономический кризис и вызвал стремительный рост инфляции, доведя молдавскую экономику почти до катастрофы. Большинство молдавских граждан ощутили последствия кризиса через снижение уровня жизни. Но благодаря помощи Европейского Союза молдавскому государству удалось спасти социальную сферу от неминуемого развала и почти полностью избежать зависимости от импорта российского газа, даже если цены на внутреннем рынке остались на рекордно высоком уровне, передаёт источник.
Неожиданная возможность, созданная войной
Украина спасла Молдову от самого мрачного сценария, когда отвела войну с одесского направления в результате успешного украинского наступления на вторгшиеся российские войска. В июне прошлого года Кишинев вместе с Киевом получил статус кандидата на членство в ЕС, и произошло это менее чем через полгода после полномасштабного российского вторжения в Украину. Проевропейский президент Республики Молдова Майя Санду и ее кабинет решили воспользоваться созданной войной неожиданной возможностью, намереваясь начать переговоры о вступлении в ЕС к концу этого года.
Поскольку Россия упустила, по крайней мере, пока, путь военного вторжения в Молдову по украинскому сценарию, Москва применяет такие инструменты „мягкой силы” („soft power”), как подконтрольные СМИ и Русская церковь, чтобы воздействовать на политику Кишинева. В попытке повлиять на будущие выборы в Республике Молдова Россия может опереться на служащие ей антизападные политические силы, которые играют на недовольстве молдаван экономической ситуацией. Так что Партия „Шор” прибегла к тактике воодушевленных грязными деньгами уличных протестов; к разжиганию страстей в Гагаузии; к публичным провокациям через использование социалистами и коммунистами георгиевской ленты на митингах 9 мая. Кроме того, у Москвы есть под рукой и приднестровский фактор, который можно активировать в критический для политической стабильности в Республике Молдова момент.
Необходимость в действии по мобилизации
Тем не менее, последствия вызванных войной многочисленных кризисов не прошли бесследно для президента Республики Молдова и ее правительства. Их рейтинги значительно упали по сравнению с уровнем, на котором они находились в 2020 году, когда Санду стала президентом, и годом позже, когда ее партия победила на парламентских выборах. Согласно опросам, как президент, так и особенно правительство отмечают высокие антирейтинги, а антиевропейские партии в целом могут победить на будущих парламентских выборах. Избирателей в первую очередь волнуют экономические вопросы, особенно рост счетов за коммунальные услуги.
На фоне накопления многочисленных проблем, с которыми сталкивается проевропейская власть, и которыми ловко спекулируют пророссийские и антиевропейские политические силы, остро ощущается необходимость успешной акции по политической мобилизации и оживления чувства солидарности во всем сегменте европейского большинства общества. Так обрела практическую форму идея созыва Национального собрания „Европейская Молдова”, с инициативой которого выступила президент Майя Санду. Митинг европейской солидарности состоялся 21 мая в Кишиневе, собрав около ста тысяч демонстрантов. Масштаб митинга доказал широкую приверженность молдавского общества ценностям европейской цивилизации, став мощным сдерживающим фактором для антиевропейских сил.
Собственная концепция европеизации Молдовы
На этом масштабном митинге в поддержку евроинтеграции выступили сама Майя Санду и председатель Европарламента Роберта Метсола. „Мы пришли сказать прямо: молдаване — европейцы, место Молдовы в ЕС”, — подчеркнула президент страны с трибуны митинга. В своей более чем получасовой речи перед ста тысячами собравшихся на площади Великого Национального Собрания сторонников европейского курса Президент Республики Молдова Майя Санду выступила с программной позицией, в которой представила свое видение политики европейской интеграции для возглавляемого ею молдавского государства. Де-факто, президент Майя Санду своим выступлением на Национальном собрании 21 мая продемонстрировала стремление сформулировать принципы собственной концепции европеизации Республики Молдова, своего рода „доктрины Санду” для Молдовы.
Доктрина Санду предстает в виде странового проекта для Республики Молдова, многие детали которого еще подлежат доработке. Пока в эту концепцию входят базовые принципы, четко сформулированные в речи Майи Санду на митинге. „Наш страновой проект и наша цель, чтобы к 2030 году Молдова стала полноправным членом европейской семьи. Это не только мое обязательство. На этом пути у нас есть поддержка Европейского Союза. И этого требует народ Республики Молдова”, — отметила Майя Санду.
Основная причина отсталости Молдовы
В своем выступлении президент Майя Санду обозначила главную причину отсталости Республики Молдова, обвинив Россию, не говоря об этом прямо, в том, что она более 30 лет тормозит развитие Молдовы. „34 года они пытались заблокировать нам будущее, разобщая нас, держать нас в нищете, шантажировать нас, они хотели, чтобы мы были зависимы, они хотели, чтобы мы замерзли, сдались. Но мы выдержали!”. Итак, логика концепции страны, которую формулирует Майя Санду, содержит пункт отделения от „русского мира” в пользу „европейского мира”. Эту цель подкрепляет следующий отрывок из речи президента: „Молдова с трудом отделилась от прошлого, когда она слишком сильно зависела от Кремля, и теперь с гордостью смотрит в европейское будущее”.
При ссылке на европейский путь развития подчеркнуто, что был сделан этот выбор, „потому что это единственный шанс для развития Молдовы. Это путь, который мы, граждане Республики Молдова, выбрали для того, чтобы наша страна больше НЕ была на окраине Европы, не жила в российском шантаже, нищете и коррупции”.
После периода противодействия следует…
Вся история независимого государства Республика Молдова до настоящего момента характеризуется как периодпротиводействия. Получение статуса кандидата на вступление в ЕС знаменует начало нового периода в истории молдавского государства. „После периода противодействия ближайшие годы будут посвящены нашему преобразованию в европейское государство, равное самым развитым государствам мира. Молдова поднимается. Молдаване объединяются. Вместе мы построим европейскую Молдову, которой будем гордиться”.
В сегодняшней „войне цивилизаций” Республике Молдова призвана сделать однозначный выбор в пользу западной цивилизации и в поддержку сопротивляющейся российской военной агрессии Украины. „Сегодня война далеко от домов молдаван, потому что украинцы героически сражаются и отдают свои жизни за свою землю и народ. Эта война ясно показывает нам, что мы больше не хотим, чтобы Кремль шантажировал нас”. А национальная безопасность Республики Молдова может быть гарантирована только в случае европейской Молдовы, что „означает Молдову с сильными и надежными друзьями, которые не оставят нас одних перед агрессорами, которые несут войны и убивают людей. Мы можем быть в безопасности только вместе с европейской семьей”.
Единство общества в качестве гарантии
Один из основополагающих тезисов доктрины Санду, находящийся в процессе формулирования, сосредоточен на необходимости гарантировать единство молдавского общества путем поддержки большинством молдавских граждан тезиса европейской интеграции. „Нас объединяет надежда, что через 7 лет мы посмотрим в глаза детей Молдовы, гордящихся нашими решениями, и увидим оптимизм и радость. Если это то, что нас всех объединяет, независимо от национальной принадлежности, родного языка или политической идеологии, Молдова обязательно будет в Европейском Союзе. Государство-член ЕС означает, что нас будут уважать, а нашу независимость и демократию будут защищать”.
Политически принятый подход
Обращает на себя внимание отсутствие в речи Майи Санду прямого указания на румынский фактор в вопросе европейской интеграции Республики Молдова. И это в условиях, когда в молдавском обществе активно обсуждаются две возможности вступления в ЕС — долгий путь в качестве независимого государства, и короткий путь, через Объединение с Румынией. Упущение Майей Санду варианта Объединения в концептуализации модели европейской интеграции свидетельствует о приоритете модели „независимой” интеграции в рамках „доктрины Санду” вступления Республики Молдова в ЕС. Это политически принятый проевропейским правительством Санду — ПДС подход, но который потребует очень точной корректировки электоральных тактик на предстоящих выборах. Точно так же, как требует от партий унионистского толка Республики Молдова сформулировать принципиальную политическую и электоральную позицию по отношению к действующей проевропейской власти в Кишиневе в части определения оптимального пути достижения идеала национального единства в рамках политики европейской интеграции.
#Санду #ЕС #война_на_Украине