Более чем через год после начала вооруженного вторжения России в Украину, которое, согласно первоначальным планам, должно было продлиться несколько недель, президент Владимир Путин изменил свою позицию и готовит общество к «вечной войне» с Западом, конфликту, который, вероятно, будет длиться годами, свидетельствует анализ The Guardian, согласно источнику.
В своей недавней речи на авиационном заводе в Бурятии перед несколькими рабочими Путин вновь представил войну как экзистенциальную битву за выживание России. Политолог Максим Трудолюбов из Центра Вильсона утверждает, что речь на сибирском заводе последовала в русле последних повествований, в которых российский лидер все чаще переходит к обсуждению того, что наблюдатели называют «вечной войной» с Западом.
«Путин практически перестал говорить о каких-либо конкретных целях войны. Он не предлагает никакого видения того, как может выглядеть будущая победа. У войны нет ни четкого начала, ни обозримого конца», — говорит Трудолюбов, которого цитирует The Guardian.
Во время своей речи «О положении страны» 21 февраля Путин повторил свои претензии к Западу, подчеркнув, что Москва борется за национальное выживание и в конечном итоге победит. По мнению Трудолюбова, тонкое послание народу заключается в том, что война в Украине не закончится в ближайшее время и что россияне должны научиться жить с этим. В то же время один западный дипломат в Москве считает, что послание Путина, прозвучавшее в его речи 21 февраля, готовит российскую общественность к «войне, которая никогда не закончится».
По его словам, неясно, сможет ли Путин смириться с поражением в этом конфликте, поскольку создается впечатление, что Путин «не понимает, как проигрывать», и поэтому, похоже, не собирается менять свое мнение о конфликте, несмотря на тяжелые потери и неудачи последнего года.
Дипломат напоминает, что российский президент раньше был агентом КГБ, а их учили всегда продолжать добиваться своих целей, а не пересматривать их, добавляет Guardian. Другие отмечают, что российский президент, который, по данным западной разведки, лично принимает оперативные и тактические решения в Украине, перестал обсуждать ситуацию на украинском фронте в своих публичных комментариях, отмечает The Guardian.
Исследование российского информационного агентства «Верстка», проанализировавшего выступления Путина, показывает, что в последний раз кремлевский лидер упоминал о боевых действиях в Украине 15 января, когда назвал динамику российских сил «позитивной». Эти упущения отражают неспокойное признание Кремлем того, что он не в состоянии изменить ход войны на поле боя, говорит Владимир Гельман, профессор российской политики Хельсинкского университета.
«Легче не говорить о военных действиях, когда твоя армия не добивается никаких успехов», — отмечает Гельман.
«Но сворачивание усилий — не вариант для Путина; это означало бы признание поражения», — отмечает профессор. Первоначально, согласно планам, перехваченным западной разведкой в начале войны, российские лидеры рассчитывали, что вторжение продлится всего несколько недель до объявления победы.
В течение зимы западные военные аналитики и украинские чиновники неоднократно предупреждали, что Россия, набрав осенью прошлого года 300 000 солдат, предпримет еще одно крупное наступление. Но наступление Москвы на востоке Украины, начавшееся в феврале, принесло стране минимальные успехи при огромных затратах. По оценкам западных чиновников, с российской стороны погибло и было ранено до 200 000 человек.
«У России просто нет наступательных возможностей для крупного наступления», — говорит американский военный эксперт Роб Ли. По его словам, менее 10% российской армии в Украине способны вести наступательные операции, а большинство ее военнослужащих в настоящее время являются новобранцами с ограниченной военной подготовкой.
«Их войска могут медленно одерживать отдельные победы, но у них нет способности прорвать украинские оборонительные рубежи таким образом, чтобы изменить ход войны», — отмечает эксперт.
Чтобы повысить долгосрочные перспективы армии, министр обороны России Сергей Шигу предложил увеличить численность вооруженных сил с 1,15 миллиона человек до 1,5 миллиона.
«Мы видим, что российская армия готовится к долгосрочной войне. Путин рассчитывает на то, что ресурсы его страны превзойдут ресурсы Украины, поскольку Запад устал помогать Киеву», — добавляет Роб Ли.