Политика

Министр миграции Бельгии: «Мы хотим сказать гражданам Молдовы: не рискуйте жизнью, в Бельгии вы не получите убежище».

Власти Бельгии начал беспокоить резкий рост числа заявлений на убежище от граждан Молдовы. Министр по вопросам убежища и миграции Бельгии Аннелин Ван Боссайт 12 мая приехала в Кишинев с четким посланием: гражданам Молдовы не дадут ни пособий, ни статуса защиты. С чем связана такая жесткость вопроса, как в Бельгии в целом смотрят на миграционную политику ЕС и рискует ли Молдова и сама стать региональным убежищем для «нежелательных» в Европе мигрантов — об этом и не только Аннелин Ван Боссайт рассказала в интервью журналисту NM Ольге Гнатковой.

«Я не хочу, чтобы мое сообщение воспринималось как „резкое“»

Для начала, не могли бы вы рассказать о цели вашего визита в Молдову? На днях вы написали довольно резкий пост в Facebook о миграции в Бельгию [жителей Молдовы], и я бы хотела, чтобы вы прояснили это — чего вы ожидаете от этого визита?

Я здесь, чтобы обсудить с властями Молдовы сотрудничество между Молдовой и Бельгией. Оно уже происходит, и мы ищем пути, как сделать его еще продуктивней.

Кроме того, Молдова находится в процессе вступления в Европейский Союз, а Бельгия — одна из стран-основательниц ЕС, поэтому мы также изучаем, как можем помочь Молдове в этом. 

Конечно, мы также хотим обсудить и текущие проблемы. Одна из них — значительное увеличение числа заявок на убежище от граждан Молдовы, особенно из ромского сообщества, которые подают прошения о защите в Бельгии. Я не хочу, чтобы мое сообщение воспринималось как «резкое». Я просто честно говорю: если вы подаете заявление на убежище в Бельгии, у вас нет шансов получить международную защиту. Почему? Потому что Молдова — это безопасная страна происхождения.

В последние годы фактически никто из граждан Молдовы не получил международную защиту в Бельгии — именно потому, что страна признана безопасной. Мы хотим сказать гражданам Молдовы: не рискуйте жизнью, не отправляйтесь в Бельгию, потому что вы не получите приюта, не получите финансовой помощи для возвращения домой, и вас просто депортируют обратно в Молдову. Подача на убежище в Бельгии не имеет смысла.

Но о каких масштабах идет речь? Вы сказали, что число заявок резко возросло в последние годы.

Да, сейчас речь идет примерно о тысяче человек [в год], которые приезжают в Бельгию, особенно в зимние месяцы. До 2020 года практически никто из Молдовы не подавал заявление на убежище в Бельгии. С 2020 года мы видим резкий рост — около тысячи заявлений ежегодно. Но ни один из подавших заявления не получил международную защиту. 

Поэтому мы и говорим: «Не приезжайте в Бельгию, не злоупотребляйте системой убежища, потому что вы не получите ни защиты, ни финансовой помощи, и будете возвращены в Молдову».

А как вы объясняете этот рост, особенно после 2020 года?

Думаю, это связано с пандемией COVID, а затем — с вторжением России в Украину. Кроме того, в Молдове есть регионы, где социально-экономические перспективы не очень хорошие. Но все это не является основанием для подачи на убежище в другой стране. Думаю, что намного важнее понять, как мы можем помочь Молдове. 

Сегодня, например, у меня будет встреча с министром экономики, чтобы обсудить, как мы можем улучшить наше сотрудничество.

Но нет никаких причин подавать на убежище в Бельгии, потому что статус международной защиты вы не получите, как и финансовой помощи. Вас просто вернут домой.

Но вы не боитесь, что подобные темы могут усилить социальную стигматизацию, особенно в отношении ромского сообщества? В Молдове это довольно острая проблема, и тот же Совет Европы уже много лет с этим работает в нашей стране.

Но именно поэтому мы и говорим о необходимости усиления сотрудничества между нашими странами. Поэтому мы хотим помочь Молдове на ее пути в Евросоюз.

Мы уже предлагаем, например, помощь нашего миграционного офиса молдавскому миграционному офису — обмен опытом, лучшими практиками. Все, чтобы сотрудничество было как можно более эффективным.

Но приезжать в Бельгию ради получения убежища — это не решение, потому что вы его не получите. К тому же, как я уже сказала, мы в Бельгии прекратим финансовую поддержку [для просителей убежища, ожидающих решения], потому что и сами вынуждены экономить. У нас просто больше нет таких ресурсов. Поэтому мы прекратим это делать, и говорим людям открыто: не верьте слухам о том, что в Бельгии вам предоставят помощь — вы ее не получите и будете депортированы в Молдову.

Более того, наша система убежища полностью перегружена. Поэтому есть риск, что люди могут оказаться на улице. Я не думаю, что нам стоит говорить «Ну да, приезжайте в Бельгию», а потом люди останутся там без крова. Мы не хотим, чтобы люди оказывались на улице. Поэтому мы ясно говорим: не приезжайте, не стоит. Вы не получите ни приюта, ни финансовой помощи, и будете возвращены в Молдову.

«Мы — твердые сторонники Украины»

Что касается стремления Молдовы вступить в ЕС. У нас в обществе и в медиа часто распространяются спекуляции о том, что будто Молдова станет местом, куда будут «сливать» мигрантов, которых Европа не хочет принимать. Особенно эти слухи распространяются перед выборами: про сирийцев и не только. Как вы можете это прокомментировать?

Миграционный кризис, с которым сталкивается Европа, побуждает все страны ЕС вместе работать над разрешением проблемы нелегальной миграции.

Именно для этого был принят Пакт о миграции и убежище, который вступит в силу в 2026 году. Его цель — улучшить координацию между государствами ЕС.

Если Молдова станет членом ЕС, она войдет в это сообщество стран, работающих совместно над вопросами нелегальной миграции. Это только усилит ее позиции.

Вопрос по Украине. Сейчас идут переговоры между Россией, Украиной, США и т.д. Если они будут успешны, что произойдет с украинскими беженцами в вашей стране и в ЕС в целом?

Прежде всего, мы — твердые сторонники Украины. Примерно две-три недели назад наш премьер-министр посетил Украину, чтобы подтвердить нашу поддержку в ее борьбе против России. 

Что касается украинских беженцев — сейчас они находятся под временной защитой (это специальный статус для беженцев, чтобы упростить их легализацию — NM). Этот статус действует до марта 2026 года. После этого нужно будет на уровне ЕС решать, продлевать ли его, и как в целом справляться с этим вызовом, чтобы помочь украинцам.

Как вы видите решение проблемы «двойных стандартов» в отношении мигрантов из разных стран? Это широко обсуждается особенно с начала войны в Украине: что к тем же сирийцам одно отношение, к украинцам — другое.

На европейском уровне существуют разные формы защиты. Это не двойные стандарты, а юридически закрепленные статусы: Женевская конвенция — для тех, кто спасается от личных преследований; временная защита — для тех, кто бежит от войны; еще есть статус временно перемещенного лица. Все они входят в международное и европейское право. Поэтому я бы не говорила о «двойных стандартах». Потому что тут речь о специфических видах защиты, которые зависят от того, почему человек покинул свою страну. 

«Нелегальная миграция создает огромную нагрузку на наши общества»

Мы видим, что в Европе все чаще к власти приходят более консервативные партии, в том числе и ваша (Новый фламандский альянс — New Flemish Alliance). Часто они занимают более жесткую позицию по вопросам миграции. Как вы думаете, как это изменит социальный ландшафт Европы в ближайшем будущем?

Прежде всего, я бы не ставила нашу партию в один ряд с крайне правыми. Это не случай нашей страны уж точно. Но на уровне ЕС действительно растет осознание, что с миграционными вызовами нужно справляться иначе. 

Сейчас есть группа стран-единомышленников внутри ЕС, и Бельгия — только одна из них. В нее входят Дания, Нидерланды, Австрия, например. Мне кажется, уже более 15 из 27 стран ЕС, которые говорят о том, что нужно усиливать сотрудничество и контроль над нелегальной миграцией.

Именно нелегальная миграция создает огромную нагрузку на наши общества, системы соцзащиты, рынок жилья, образовательные системы и т.д.

Рост популярности крайне правых партий — это следствие отсутствия действенных решений. Мы должны взять миграционные потоки под контроль, и сделать так, чтобы миграция снова стала восприниматься как позитивное явление, а не как проблема. Потому что прямо сейчас для многих это воспринимается только негативно, как обуза для общества.

Каких изменений вы прежде всего ожидаете от европейского Пакта о миграции и убежище?

Главное — это улучшенное сотрудничество между странами-членами ЕС, чтобы мы могли взять под контроль миграционные потоки. Чтобы каждая страна взяла на себя свою долю ответственности, исходя из пакта. Только так мы сможем восстановить контроль над миграцией.

#Бельгия #убежище #Молдова

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»